Древние сады востока - Строй журнал lesa-sevastopol.ru
46 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Древние сады востока

Древний Восток

Библейская книга Бытия помещает первый в истории человечества сад в Двуречье: “И насадил Господь Бог рай в Едеме на Востоке; . и взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его”. Река, созданная для орошения рая, произрастающие там деревья, “приятные на вид и хорошие для пищи”, напоминают об окружающих Эдем палящем зное и бесплодной земле. Туда Бог изгоняет Адама и Еву, вкусивших запретного плода с древа познания добра и зла.

Представление о саде как о закрытом оазисе прохлады и плодородия очень стойко: так были устроены египетские сады-дворики, “сады Семирамиды” на плоской крыше вавилонского дворца, иранские “парадизы”.

Росписи гробниц и описания дальних путешествий донесли до нас сведения о египетском садовом искусстве. Прежде всего, сады делились на сельскохозяйственные, косметические и предназначенные для жизни в них. К хозяйственным садам относятся виноградники, плантации дающих сладкие плоды сикомор, огороды. В жизни древних египтян огромную роль играли благовония: их использовали не только для натирания и бальзамирования, но и приносили в дар богам.

В 1480 году до н. э. царица Хатшепсут получила повеление от Амона-Ра “устроить Пунт в его доме”. Это означало, что храм бога Солнца надлежало украсить благовонными деревьями из райской страны Пунт, которую египтяне помещали в районе нынешнего Сомали. Длительная морская экспедиция увенчалась успехом: корабельщики вернулись “со всеми чудесными растениями из страны богов, с горами мирры и мирровыми деревьями, с черным деревом и настоящей слоновой костью, с красным золотом из страны Ами, с благовонными деревьями, с ладаном и натираниями для глаз”. Привезенные деревья были размещены на трех террасах заупокойного храма царицы, вырубленных в скалах высоко над Нилом. Это один из ранних “висячих садов” Востока.

Египетский сад был прямоугольным в плане и окружен высокими стенами — они защищали не только от чужого взгляда, но и от приходящих из пустыни зверей. Дом находился в центре участка, его окружали деревья — сикоморы, финиковые пальмы, фиги, шелковицы, акации, тамариски. Пируя на террасе, владелец мог любоваться прудом, на поверхности которого красовались пышные цветы лотоса и папируса, наблюдать за рыбами и утками. В саду были только прямые дорожки, пересекающиеся под прямым углом: криволинейные формы были египтянам совершенно чужды.

Для жителей Двуречья плодовые сады были жизненно важны. Египетские хроники похваляются тем, что войска пришли из Азии с победой, “срубив фиговые пальмы и виноградные лозы”. Влажные почвы Месопотамии позволяли превратить сады в сплошные массивы деревьев, простирающиеся на много километров.

Ассирийский царь Саргон II завел в своей новой столице Ниневии сад, который он сравнивал с горой Аман в стране хеттов. Это значит, что деревья были размещены на террасах, один ряд под другим. Царь Вавилонии Навуходоносор II создал еще один ”висячий” сад, который греки причислили к “семи чудесам света” под названием “садов Семирамиды” (на самом деле постройка не имеет отношения к этой правительнице).

Для своей жены, мидийской принцессы, тосковавшей о зеленых холмах родины, Навуходоносор устроил подобие горной местности среди плоских равнин, на которых стоит Вавилон. Внутри городской стены были воздвигнуты двадцатипятиметровые колонны, на которые опирались четыре яруса террас. Поверх свинцового покрытия был насыпан слой плодородной земли и посажены сотни больших деревьев. Чудом было само существование сада, шелестящего листьями над башнями Вавилона, — знойное небо не давало дождя, и воду постоянно качали из Евфрата.

Цари и вельможи Древнего Ирана, неутомимые конники, устраивали особые сады для охоты. “Парадисы” были окружены высокими стенами, которые заключали в себе целые леса плодовых деревьев, населенные оленями, львами, газелями и павлинами. Сохранились свидетельства об огромных плодовых садах и садах благовоний, где деревья высаживались по квадратно-гнездовой системе. Иранская религия отводила важное место погребениям в саду. Мавзолей царя Кира в Пасаргадах окружала священная роща.

Искусство: Большая детская энциклопедия. М.: Российское энциклопедическое товарищество, 2001. С. 479-517 (с изменениями и дополнениями)
© Б.М. Соколов. 1997-2008

Сады Востока

Восток, как известно, — дело тонкое. В мусульманском мире традиции определяют весь уклад жизни людей, здесь мало что меняется с течением времени. На взгляд европейца мусульманское общество кажется консервативным и застойным, но у любого консерватизма есть и своя положительная сторона. На арабском Востоке люди ценят семейные отношения, уважают старших, готовы к самопожертвованию во имя высших целей. Художественное сознание здесь тоже несет на себе отпечаток консервативного отношения к прошлому. Мусульманское искусство, в отличие от европейского, не знает революционных вех в своем развитии. И сады Востока в этом смысле не являются исключением. Те сады, которые мы видим сегодня, воспроизводят старинные образцы многовековой давности. На Востоке сады берегли и передавали из рук в руки как ценнейший дар, и время лишь отчасти было властно над ними. Поэтому, отдыхая в тени дерева какого-нибудь восточного садика и слушая мелодичное журчание ручья, можно быть уверенным, что именно так и выглядел этот сад 100, 200 и более лет тому назад.

Высшая ценность

Ислам формировался в странах с жарким климатом, где высшей ценностью всегда была вода. По представлению мусульман рай – там, где воды всегда в избытке. На земле таким местом были сады – ведь, как правило, их сажали в местах искусственного орошения. К воде, как к драгоценности, относились с большим трепетом: ее оправляли в мраморное ложе бассейнов и каналов, заставляли плескаться в фонтане, не забывая потом собрать воедино все бесценные капли и направить мирно журчащим потоком в разные уголки сада.

Чор-бак

Композиция исламских садов достаточно узнаваема. Прежде всего обращает на себя внимание подчеркнутая геометричность их плана. Основу ее составляет главный композиционный принцип – «чор-бак», что в переводе означает «4 сада». В соответствии с этим принципом территория сада делилась на крупные квадраты, каждый из которых в свою очередь делился на еще более мелкие. Отдельные квадраты, из которых состоял сад, были подобны мозаичному панно, из которого складывалась целостная картина. Они отделялись друг от друга дорожками и рядами растений, а иногда и каналами с водой. В центрах квадратов частенько устраивались небольшие фонтаны или даже целые бассейны, от которых вода по системе каналов расходилась в разные стороны. Лиричные, тихо журчащие фонтаны, легкие струи воды, текущие по мраморному ложу, создавали особую интимную атмосферу. Ее усиливали экзотические деревья и благоухающие цветы, гуляющие павлины и поющие в золоченых клетках птицы. Пение птиц очень любили на Востоке. Оно наполняло сад весельем и радостью.

Читать еще:  Дизайн садового участка 10 соток

Райские кущи

В садах Востока декоративные растения соседствовали с плодовыми. Деревья айвы, груши, персика не только радовали глаз в пору цветения, но и услаждали посетителей вкусными плодами. Из цветов особой любовью мусульман пользовалась роза. Ее лепесткам приписывалась очистительная сила. Известен факт, когда турецкий султан Магомет II, захватив Константинополь, повелел омыть храм св. Софии розовой водой, дабы очистить его от духа неверных. После этого храм был превращен в мечеть.

Очень любили на Востоке и красиво цветущие луковичные растения – тюльпаны и гиацинты. Известная английская путешественница, посетившая Константинополь в начале 17 века, рассказывает о чудесном саде из гиацинтов, рассаженных в продолговатых клумбах. Здесь любил проводить свободное время турецкий султан, наслаждаясь сильнейшим ароматом этих весенних цветов, который очень нравится восточным людям.

При дворе султана ежегодно устраивался праздник цветения тюльпанов, напоминавший сцену из «Тысячи и одной ночи». В день праздника все дорожки сада устилались коврами, благовония окутывали сад, а на самом видном месте тысячи цветущих тюльпанов образовывали затейливые яркие узоры. При этом в разных уголках сада невидимые оркестры играли то веселые, то грустные мотивы. Богато разодетые жены султана сопровождали его в саду, показывая самые красивые цветы, а затем начиналось обильное угощение, обставленное чарующими танцами и пением.

Андрей Городнянский,
ландшафтный дизайнер, журналист

Чудо Вавилона: висячие сады Семирамиды

Сегодня мы с вами знаем о многих чудесах света, пусть и слышали не обо всех из них. Но я уверен, что вы точно знаете о египетских пирамидах или дольменах, великой китайской стене. Все это – рукотворное творение человека, которое было создано им очень давно. И что тогда, что сейчас – все это поражает.

Из разделов истории я очень люблю изучать заметки о древности. И сегодня я хочу с вами поделиться рассказом про одно из чудес света, которое, к сожалению, не дошло до наших дней. Висячие сады Семирамиды – это, по сути, некий замок, дворец, который был окружен самой разнообразной растительностью: кустарниками, деревьями, цветами.

Все это было собрано со всего света в одном месте – в Вавилоне. Именно поэтому иногда это чудо еще называют садами Вавилона. Кстати, появилась постройка очень давно – еще в седьмом веке до нашей эры (а это три тысячи лет назад).

Легенда: чье имя носили сады Вавилона?

Один из вопросов историков был связан с тем, почему сады получили именно такое название. В чью же честь было названо сооружение, если имена создателей и их жен были отличными от этого? Кто же загадочная Семирамида?

Греческим писателем Диодором была создана легенда, в основу которой были положены реальные исторические факты. Той тайной женщиной, в чью честь и были названы сады, стала ассирийская правительница Шаммурамат .

Описанная писателем история царицы была очень красивой: девочка, которая в будущем станет царицей, была рождена от богини и обычного человека. Но родители ее оставили, и лишь птицы спасли малышку. Пастухи, которые были на месте, где родители оставили ребенка, заметили странное поведение птиц и отправились на разведку.

Там и была найдена Шаммурамат. Ее усыновил один из смотрителей садов царя и дал девочке новое имя – Семирамида, что означает голубка . Девушка росла, становилась все краше. И вот ее заметил один из советников правителя, который стал ее мужем.

Семирамида помогала супругу во всем, и даже однажды она помогла отстоять город в битве. После этого ее заметил сам правитель Нин, который и предложил своему советнику отдать ему свою жену. От горя советник умер, и Семирамида стала женой правителя.

За время брака у них родился сын и после этого его отец погиб. Сама Семирамида стала правительницей . За 30 лет правления женщина больше не была в браке, а лишь завоевывала. Она покорила Персию, Египет и множество других краев. Именно ею и был основан город Вавилон на берегу Евфрата.

Действительно чудо

Согласно легенде, которая написана выше, висячие сады стали носить имя женщины, которая и основала город Вавилон. Но сооружение было построено не ею, и даже не во времена ее правления. Это чудо света было построено правителем Навуходоносором Вторым через более чем два века с момента основания Вавилона.

По сохранившимся историческим фактам сады были построены для жены правителя , которая была дочерью Мидийского царя. После переезда из вечнозеленого и прекрасного региона Вавилон девушке не пришелся по душе: пустыня, песок, засуха. И тогда ее муж принял решение о строительстве висячих садов.

Главная задача строителей того времени была одна – создать некий оазис, парк, сад. Для этого была привезена плодородная почва, множество растений. И изюминкой всего этого стала специально придуманная технология полива: по множеству каналов вода подавалась на все этажи садов. Таким образом растения могли жить, не засыхая и не погибая.

Читать еще:  Дом без усадки из чего

Сами сады были неким строением в форме пирамиды: было построено четыре этажа, а плиты каждого яруса опирались на колонны, достигавшие в длину более 20 метров. Внутри находились прохладные и уютные помещения , а внешние террасы были засажены растительностью.

Толщина почвы на каждом этаже позволяла расти там не только цветам, но и деревьям. Каждый этаж имел собственную систему полива, а для того, чтобы вода не просачивалась на нижний этаж, была придумана изоляция. Изолировали перекрытия садов при помощи асфальта и металлических листов.

Здание обсуживало множество работников, часть из которых крутили механизм для подачи воды, а другая часть поливала насаждения при помощи кожаных ведер. К сожалению, строение не дожило до наших дней, и точной информации о место его нахождения нет. Однако, историки приписывают месторасположение садов на территории современного Ирака , ведь именно там были найдены остатки Вавилона.

парки и сады

Парки и сады древних цивилизаций

Развитие садово-паркового ландшафтного дизайна и ландшафтного искусства тесно связано с развитием цивилизаций. С древних времен люди не только селились в благоприятных природно-ландшафтных условиях, но и стремились создать уголки облагороженной природы – сады и парки.

Сады в древнем Египте. В III и II тысячелетиях до нашей эры древнеегипетская цивилизация была ведущей цивилизацией мира. Здесь начали осушать болота, были возведены грандиозные некрополи с пирамидами и гробницами в Саккаре и Гизе; грандиозные храмовые ансамбли в Карнаке и Луксоре; заупокойные храмы и некрополи фараонов в Долине Царей близ Фив и др. При храмах создавались террасные сады, центрами композиций ландшафтного дизайна которых были пруды. К храмам вели пальмовые аллеи. Бассейны прямоугольной формы были композиционными центрами и в садах ландшафтного дизайна при богатых жилых домах. В садах высаживались разнообразные растения и цветы, в том числе привозимые из других стран.

Парки и сады в Двуречье Тигра и Евфрата. На плодородных землях долин рек Тигра и Евфрата (территория современного Ирака) сформировалась одна из древнейших цивилизаций, которая дала миру ряд важных открытий: колесо, повозку, запряженную волами, вьючных ослов, парусное судно, систему орошения. Жрецы изучали звезды, созерцали красоту природы, задумывались над причинами явлений, занимались садоводством.

В развитии цивилизации Двуречья выделяют три периода: шумеро-аккадский (IV – II тысячелетиях до н. э.), ассирийский (I тысячелетия до н.э.), и нововавилонский (VII-VI вв. до н.э.). О шумеро-аккадском периоде сохранилось мало свидетельств. Ассирийский и нововавилонский периоды изучены лучше.

Сады и парки Ассирии и Вавилона отличались большими размерами и роскошью, которую могли себе позволить богатые владыки стран Двуречья. Естественные зеленые насаждения превращали в охотничьи и увеселительные парки. При общей регулярности планировки ландшафтного дизайна парков, которая была обусловлена оросительной системой, посадки располагались свободно. В парках использовался богатый ассортимент редкостных деревьев, кустарников, цветов. Сохранились свидетельства о больших парках с разнообразной растительностью в Дур-Шарукине в период правления Саргона II (711-707 гг. до н.э.), в Ниневии в период правления Синахериба, сына Саргона II. В парках создавались искусственные холмы и озера, строились беседки и павильоны.

Широкую известность получили Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (IX-VII вв. до н.э.) – одно из 7 чудес Древнего мира. Это было грандиозное четырехъярусное сооружение, расположенное на берегу Евфрата, имевшее террасы, уступами поднимавшиеся на высоту около 25 м. Мощные столбы поддерживали своды и образовывали сквозные проходы. Террасы соединялись лестницами из мрамора. Декоративные деревья, кустарники, цветы высаживались на террасах так, как они росли в естественных условиях: растения низменностей – на нижних террасах, высокогорные – на верхних. Сад орошали с помощью водоподъемного колеса системой фонтанов, каскадов и ручьев. С террас открывался вид на город и реку Евфрат.

Парки и сады в Персии. Древнеперсидская цивилизация возникла в конце II тысячелетия до нашей эры. Она являлась как бы мостом между Азией и Европой. Территория Персии (современного Ирана) был родиной земледелия. Из Персии в Индию пришло искусство скульптуры. Мечети и мавзолеи, сооруженные исламскими правителями Индии, также создавались под влиянием культовой архитектуры Ирана. Становление могольской школы живописи в Индии стало возможным благодаря персидским художникам, которые привнесли свое представление о прекрасном, чистые минеральные краски, тонкие кисти, изготовленную ручным способом бумагу, которыми пользовались персы.

Персидский язык на протяжении веков был придворным языком в Индии и Афганистане. Из Персии в Древнюю Грецию и Рим было привезено множество новых растений, которые изменили экономику этих стран. Да и сама идея ландшафтного дизайна садов и парков пришла в Европу из Персии.

Арийские племена перекочевали из восточных и северных районов Прикаспия на Иранское нагорье около 1700 г. до н.э. В период бронзового века они занимались скотоводством, разводили лошадей. Само слово «Иран» означает «страна ариев». Население современного Ирана происходит от тех же кочевых племен, от которых произошли греки, римляне, тевтоны, славяне, народности Северной Индии и Восточного Пакистана.

Правители Персии строили огромные парки с редкостными декоративными и фруктовыми деревьями, цветами, которые назывались – парадиз (рай). Парки разбивались на несколько участков и предназначались для охоты на диких животных и включали богато отделанные павильоны и гроты.

На рубеже XVI-XVII вв. шах Аббас I Великий перестроил Исфахан, придав ему характер величественной резиденции. Центром города стала большая (510 × 165 м) прямоугольная площадь Мейдане-Шах с богато украшенными поливным декором зданиями. С западной стороны площади находится обширный дворцовый комплекс Али-Капу («Высокие ворота», XV в., расширен в XVII в.), за которым простирались сады (частично сохранились), которые окружала стена длиной около 6 км. Сады с тенистыми аллеями, фруктовыми деревьями и цветами, прудами, мраморными бассейнами, фонтанами и текущей водой, декоративными животными и птицами символизировали рай на земле.

Самый знаменитый сад Ирана – Чор-Багх в Исфахане (улица четырех садов). Его длина более 3 км, ширина – 32 м. Сад спускался невысокими террасами по склону. По оси находился канал с бассейнами и фонтанами на террасах. Вода с террасы на террасу ниспадала небольшими каскадами. В последствии «чор-багх» стали называть тип сада, отличительными признаками которого является разделение его территории каналами на четыре части.

Читать еще:  Дровницы в сад

Парки и сады в Индии. Древнеиндийская цивилизация – одна из древнейших. В Индии найдены печати, относящиеся к III тысячелетию до нашей эры. В Индии родились математика, астрономия, литература, живопись, роль которых в развитии мировой науки и искусства трудно переоценить.

Города древних индусов были хорошо спланированы. До прихода арийцев в Пенджабе, Синде, Раджастане города развивались на основе процветающего сельского хозяйства. Приблизительно в 1600 г. до н.э. в Индии появились арийцы – кочевые племена, пришедшие из низовьев Каспийского моря. Пришельцы представляли культуру бронзового века. Они содержали большие стада домашнего скота. Арийцы уже знали медь и золото, но не знали железа. Вторая волна арийцев пришла в Индию приблизительно в 1000 г. до н.э. К этому времени относится открытие железа.

IX-VII вв. до н.э. были эпохой яркого духовного расцвета индийского народа, его литературы и искусства. Священные книги «Веды» и «Упанишады» отражают религиозные взгляды, этические и духовные ценности народа. Первым образцом классической литературы этого периода считаются «Брахманы» — книги, которые разъясняли и толковали учение Веды.

Древнеиндийская цивилизация породила буддизм, религию, возникшую в VI в. до н.э. и распространившуюся в Индии, Китае, Японии, Корее, Монголии и других странах Востока. Названа по имени основателя – Будды. Конечной целью жизни человека в буддизме считается нирвана – состояние высшего блаженства, отрешение от всех житейских забот и стремлений, отрешение от всего личного и слияние с «божественной первоосновой» и вселенной.

С начала XVI в. в Индии правила династия Великих Моголов, пришедших из Центральной Азии. В различных районах Индии сохранилось множество великолепных историко-культурных ценностей, архитектурных ансамблей этого периода. С династией Великих Моголов связан и расцвет садово-паркового ландшафтного дизайна и ландшафтного искусства в Индии. Различаются два основных вида садов. Для этого периода были характерны сады двух основных видов: сады для развлечений и сады-усыпальницы.

Сады для развлечений имели квадратную или прямоугольную в плане форму и были окружены высокой стеной. Сад разделялся на две (иногда больше) террасы, по которым проходил выложенный камнем оросительный канал с водоемами и фонтанами. С террасы на террасу вода стекала по высеченным из камня уступам, называемым чадары (белый шлейф воды). Чадары чаще всего имели волнообразную форму или форму раковин. Как и в Персии, в Индии русла мелких каналов выкладывали плиткой голубого цвета, что создавало иллюзию глубины. В жарком климате вода – это жизнь и душа сада, поэтому для садов выбирались земли с горными источниками. В садах было много цветущих деревьев, цветов, поющих птиц. Цветущие растения символизировали жизнь, молодость, надежду.

Сады-усыпальницы создавались, чтобы души умерших покоились в мире и благоухании. Самый известный сад-усыпальница находится в двух километрах от города Агра, у мавзолея Тадж-Махал. Мавзолей был сооружен в середине XVII в. по указанию Шах-Джахана в память любимой жены Мумтаз-Махал. В нем же много лет спустя был похоронен и сам султан. Мавзолей, стоящий на платформе высотой 7 м на берегу реки Джамны, отличается совершенством пропорций архитектурных объемов. В плане это квадрат размером 104 × 104 м со срезанными углами. Сооружение общей высотой 81 м облицовано белоснежным полированным мрамором и перекрыто пятью куполами, из которых центральный луковицеобразный значительно возвышается над остальными.

К мавзолею примыкает регулярный сад размером 300 × 300 м с водоемами, каналами и фонтанами. Каналы разделяют сад на четыре квадрата (как в иранских садах чор-багх), каждый из которых делится дорожками на квадраты со сторонами около 35 м. Мавзолей и сад вместе создают великолепный ансамбль.

Парки и сады античного мира. Древнегреческая и древнеримская цивилизация заложили основы современной западной цивилизации. Греки создали полисы – города-государства, из которых самым крупным были Афины. Девизом древнегреческой культуры были поиски правды, красоты, гармонии человека с природой. Древнеримская цивилизация оставила после себя не только памятники архитектуры, произведения искусства, которые демонстрируются в многочисленных музеях, но и строительные технологии, законодательство, основы управления государством.

Садово-парковое ландшафтное искусство в античной Греции. Одним из первых типов общественных садов в античной (Древней) Греции были священные рощи, примыкавшие к храмам богов или посаженные в честь выдающихся людей, почитаемых как боги.

Самые известные сады Древней Греции – Академия – парк с тенистыми аллеями, где под сенью деревьев проводил беседы с учениками Платон (427-347 гг. до н.э.) и Ликейская роща (Ликей, Лицей), в которой преподавал и писал философские труды Аристотель (384-322 гг. до н.э.), ученик Платона.

Садово-парковое ландшафтное искусство в Древнем Риме. В Древнем Риме получили развитие сады в атриумно-перистильных жилых домах, в загородных виллах, а также городские общественные сады. При разбивке садов и размещении зданий использовалось террасирование склонов. Термы, купальни, рыбные садки, устраиваемые в загородных виллах, нуждались в большом количестве воды. Для обеспечения водой в самой высокой точке территории виллы создавался подземный резервуар, окруженный деревьями, чтобы вода не нагревалась в зной. Трубы обеспечивали подачу воды по всей территории сада.

В садах устраивались цветочные партеры – ксистосы, размещалась скульптура. Террасы окружались балюстрадами. Получило распространение топиарное искусство – фигурной стрижки деревьев и кустарников.

В композиции ландшафтного дизайна садов подчеркивалась основная ось главного здания с учетом открывающихся видов. Красивый пейзаж имел решающее значение при выборе места для строительства виллы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector